Паломничество к основным христианским святыням
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

с 23 июня по 4 июля 2014 г.

К христианским святыням Аахена, к Судариону Христа (Овьедо), к апостолу Якову в Сантьяго-де-Компостела, в Лурд и Фатиму

Каждый год приход св. Станислава в Санкт-Петербурге организует для католиков города на Неве паломничество по святым местам, связанным с нашей христианской верой. Первоначальной целью нашего паломничества в 2014 г. было паломничество к христианским святыням Аахена, Начиная с 1239 г., каждые семь лет христиане - как католики, так и православные – получают возможность поклониться и увидеть бесценные христианские святыни. Последний раз это событие имело место в 2007 г. В 2014г такая возможность была в период с 20 по 29 июня.

23 июня 2014 г. группа, состоящая из 42 паломников (католики, православные), с настоятелем прихода св. Станислава в Санкт-Петербурге о.Кшиштофом Пожарским, вылетела самолетом в Дюссельдорф. В немецком аэропорту мы пересели на автобус, которым и путешествовали по Западной Европе. 4 июля 2014г наша группа самолётом из Мадрида вернулась в Санкт-Петербург.

ГЕРМАНИЯ

Сразу после прибытия в Дюссельдорф мы автобусом поехали в древний немецкий город Аахен. Он известен благодаря Имперскому собору, в котором столетиями короновались императоры Священной Римской империи. Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох – дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (747-814, император Священной Римской империи с 800 года). Строительство собора начал около 800-го года сам император Карл, пригласивший специалистов из Византии для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 году Карл Великий был погребён в дворцовой капелле.

Вскоре после завершения строительства император получил от папы необыкновенные дары, которые епископу Рима были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима (примерно в 798–799 гг.). Это были изделия из ткани:

  1. Одеяние Девы Марии (в виде женской туники), которое было на Божьей Матери, когда Она родила Иисуса в Вифлееме в ночь Рождества;
  2. Пелёнки (пелены) младенца Иисуса Христа;
  3. Окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, в которой Он умирал на Кресте;
  4. Окровавленный Плат, в который была завёрнута глава св. Иоанна Крестителя, после её усекновения.

Одеяние Девы Марии (туника бело-жёлтого цвета с короткими рукавами) в прекрасной сохранности. Ткачество в библейские времена было одним из искусств, достигших высокого уровня развития в Иерусалиме. Женская туника для повседневной носки в те времена была синего цвета, её шили из шерстяной или льняной ткани. Она имела простой покрой и достигала по длине щиколоток. Женщины стягивали тунику тканым поясом или таким, который представлял собой кусок материи, сложенной в несколько раз, так, чтобы внутри образовывалось нечто вроде кармана.

Пелёнки Иисуса демонстрируются в сложенном виде. Они выполнены из плотного холщёвого материала и не являлись так называемой «нижней пелёнкой», ибо похожи больше на «свивальник», в который обычно поверх нижней пелёнки заворачивают новорождённого. В связи с пелёнками Младенца Иисуса в Средневековье в Аахене появилась легенда «Josephs Hosen» – «Порты (штаны) Иосифа», которая повествует о том, что св. Иосиф в вифлеемской пещере снял свои исподние длинные штаны и сделал из них пелёнки (т.е. свивальник). Поэтому «порты (штаны) Иосифа» нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики.

Две другие великие святыни: повязка с чресл Иисуса и плат, на котором лежала глава Иоанна Крестителя.

Это так называемые «Четыре великие аахенские святыни», которые со временем были помещены, в т.н. «Реликварий Пресвятой Богородицы», в народе его называют «Ларец Марии». Изготовлен был он в 1220-1239 годах из дубового дерева и покрыт серебром и позолотой. Его размеры таковы: высота – 95 см, ширина – 54 см, длина – 184 см. Реликварий украшен фигурами Иисуса Христа, Богородицы и 12 апостолов

Эти святыни становятся широко известны после того, как в дворцовой капелле в 936 году прошла коронация Оттона Великого, а в 1165 году – «канонизация» Карла Великого (во время правления Фридриха Барбароссы). Мощи св. Карла находятся в другом золотом ковчеге в том же храме. Дворцовая капелла становится святым местом, поток паломников постоянно растёт, Аахен становится главным пунктом паломнического пути к северу от Альп. Капелла занимает почётное место в одном ряду с такими паломническими целями как Иерусалим, Рим и Сантьяго-де- Компостелла. Первое массовое паломничество в Аахен состоялось в 1239 году – этот год также является датой изготовления драгоценного ковчега для хранения реликвий.

Во время аахенского паломничества эти четыре великие аахенские святыни демонстрируются паломникам под стеклом. Кроме туники Марии, все в сложенном виде. Причем каждая аахенская святыня имеет свой цвет.

Одеяние Девы Марии – белый, Пелёнки – жёлтый, повязка с чресл Иисуса – красный, плат на котором лежала глава Иоанна Крестителя – розовый.

Одновременно во время аахенского паломничества выставляются «Три малые аахенские святыни», хранящиеся в реликвариях, украшенных жемчугом, драгоценными камнями и горным хрусталём. Сами реликварии, изготовленные в 1360 – 1380 годах в Праге, похожи на настольные кубки, высота которых – от 54 см до 62,5 см.

Через их стекла можно осмотреть – хотя и свёрнутыми – уникальные реликвии:

  1. Кусок верёвки, которой Господь Иисус был привязан к столбу для бичевания;
  2. Кожаный пояс Иисуса Христа;
  3. Тканый пояс Богородицы.

Каждый реликварий изготовлен в виде башни, в верхней части которой укреплен цилиндр из горного хрусталя, в который положена реликвия. На верхушке башни помещены фигуры Спасителя и Матери Божией, указывающие нам, какая реликвия находится в реликварии.

«Три малые аахенские святыни» постоянно хранятся в сокровищнице при кафедральном соборе, где также находятся еще другие ценнейшие христианские реликвии, например,

Золотая монстранция, где находится фрагмент губки, на которой Иисусу поднесли уксус. В том же реликварии находятся части плата, которым Господь отирал лицо. Чуть поодаль – также в великолепном реликварии – помещена часть руки старца Симеона, – руки, державшей Богомладенца (Лк 2, 28). Есть также цилиндр из горного хрусталя, в который положена прядь волос св. Иоанна Предтечи.

Доступна и золотая скульптура св. апостола Петра, держащего в правой руке одно из звеньев вериг. Есть здесь и мощи ряда «малых», местночтимых (в действительности, почитаемых и вне Германии) германских святых: первого венгерского короля св.Стефана (1000-1038 гг.) и свв. Екатерины и Агнии.

Постоянное выставление «Трёх малых аахенских святынь» в сокровищнице собора, каждый день, призвано постоянно напоминать о четырёх Великих Реликвиях, находящихся в кафедральном соборе, их показывают верным один раз в семь лет.

И паломники из Санкт-Петербурга смогли молиться и увидеть все эти редчайшее реликвии. Некоторые из паломников (существует такая традиция) передавали охране собора свои чётки, медальоны, кресты, иконки, чтобы эти предметы могли быть приложены к реликвиям, находящимся под стеклом.

В аахенском соборе св. Корнелия находятся ещё другие христианские святыни, связанные исключительно с событиями жизни Спасителя. Они потому и называются евангельскими, это:

  1. «Лентион» или полотенце, которым Господь препоясался во время Тайной Вечери перед тем как умыть ноги ученикам (Ин. 13,4);
  2. «Синдон» или погребальное покрывало, которое было использовано Иосифом Аримафейским при погребении Иисуса (Лк 23,53);
  3. «Судaрь», - плат, которым в соответствии с иудейскими обычаями покрыли голову умершего Господа (Ин 20,7).

Научные исследования этих изделий из ткани подтвердили их античное и ближневосточное происхождение. Эти три реликвии находились сначала также в кафедральном соборе в Аахене, который вместе с другими христианскими святынями, Карл Великий подарил своей дворцовой капелле. Однако Людовик, его сын и наследник, изъял их из реликвария собора и передал церкви св. Корнелия в местечке Корнелимюнстер, расположенном в долине реки Инде (10 км к югу от Аахена). В отличие от драгоценной раки, в которой сохраняются аахенские святыни, реликвии Свято-Корнелиева собора положены в простой деревянный ковчег. Во время аахенского паломничества эти святыни храма св. Корнелия также торжественно выставляются для поклонения паломникам.

В этот день у нас Св. Месса была в церкви св. Якова в Аахене, в которой в Средневековье собирались паломники, чтобы идти к мощам св. апостола Якова в Сантьяго-де-Компостела.

БЕЛЬГИЯ

Второй день нашего паломничества – это посещение бельгийского г. Брюгге и базилики Святой Крови. В ней хранится реликвия Крови Иисуса, находящаяся в небольшом хрустальном цилиндре. В свою очередь, этот цилиндр находится в потрясающей работы серебряной сени, украшенной изображением Агнца Божия.

По преданию, после распятия Иисуса, Иосиф Аримафейский отёр кровь, излившуюся из тела Спасителя овечьей шерстью и сохранил ее. Реликвия оставалась на Святой Земле до Второго крестового похода, когда епископ Иерусалима в награду передал хрустальную капсулу с клочком овечьей шерсти, впитавшей в себя несколько капель Крови Христа, графу Фландрии Дидерикуван де Эльзасу. Граф привёз капсулу в Брюгге 7 апреля 1150 года и поместил ее в часовню, специально для этого построенную им на Городской площади. Каждый год в торжество Вознесения Господня по городу проходит торжественная процессия. С раннего утра городок наполняется туристами и паломниками со всей Европы и местный епископ святую реликвию проносит по всему Брюгге. Нижняя часовня собора посвящена св. Василию – великому греческому богослову, мощи которого были привезены сюда из Кесарии во времена крестовых походов.

В этот день у нас Св. Месса была в нижней часовне. Настоятель базилики перед мессой сказал, что часовня со времен Средневековья и по сегодняшний день находится в частных руках, поэтому просил о щедрых пожертвованиях. Наши пожертвования паломников из Санкт-Петербурга оказались таковыми, настоятель базилики повёл нас в горный храм, где нам (как исключение), была предоставлена возможность частного поклонения Крови Христа. Хрустальный цилиндр с Кровью Христа был помещен в стеклянный реликварий, к которому петербургские паломники могли приложиться, поднявшись на коленях по мраморным ступеням.

ФРАНЦИЯ

В тот же день (24 июня) мы были еще в прекрасной базилике в Лизьё (Lisieux), где смогли молиться у реликвии св. Терезы Младенца Иисуса (1873-1897), которая в 1925 г. (во время канонизации) была объявлена папой Пием XI Заступницей России. День памяти – 1 октября.

Благодаря канонизации кармелитской монахини этот нормандский город в начале XX века стал одним из более крупных паломнических центров Франции. Ежегодно в Лизьё стекается свыше миллиона паломников, чтобы поклониться мощам св. Терезы. В настоящее время ей поклоняются не только на севере Франции, но и во всём мире. Она одна из популярных святых в католическом мире.

Св. Тереза умерла в возрасте 24 лет и свои размышления она оставила в виде записей, которые настоятельница обители, опубликовала спустя год после ее смерти под названием «История одной души», которая в начале XX века была переведена на все ведущие европейские языки. В своей книге св. Тереза указала – «Малый путь», т.е. путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры. За эту книгу св. Иоанн Павел II в 1997г удостоил св. Терезу титула Учителя Церкви (одна из четырёх женщин).

Паломников из России немного изумила вся семья св. Терезы Младенца Иисуса. При въезде в город можно было увидеть изображения ее очень набожных родителей – Луи и Мари-Зели Мартен, которые 19 октября 2008 г. в базилике св. Терезы были причислены к лику блаженных. Также и четыре другие родные сестры Святой Терезы стали монахинями. Мощи блаженных родителей Святой Терезы в современном реликварии находятся в нижнем храме, где мы также молились за святость наших семьей.

В третий день нашего паломничества мы посетили Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel), бывшее бенедектинское аббатство и одновременно одно из двух более значимых мест явлений св. Архангела Михаила в Европе. Первое – это святилище Монте-Гаргано в Италии, где в 492 году было явление Архангела Михаила.

Замок Мон Сен-Мишель – одна из самых захватывающих достопримечательностей во Франции, ценнейшая жемчужина мировой архитектуры, которая впечатляет поистине сказочным видом. Действительно, монастырь на скале, поднимающийся из водных глубин... Этот замок-аббатство по праву называется Чудом Запада.

В VI в. в нем поселилось несколько монахов-отшельников. В одну из ночей 708 года Оберу, епископу города Авранша, явился во сне Архангел Михаил, который велел построить на скале часовню в свою честь. Епископ пребывал вначале в разных сомнениях и не торопился исполнять желание Архангела. Во время третьего из явлений, Архангел за непослушание, оставил знамение на черепе епископа - он проткнул своим перстом череп Обера и в нём образовалась дырка. И только видя такое знамение (епископ остался живым), он приступил к строительству часовни в честь святого Архангела (согласно рукописи X века Revelatio ecclesiae sancti Michaelis.).

На скале была построена часовня по типу святилища в пещере Монте-Гаргано на юге Италии. Из Монте-Гаргано сюда были доставлены также две редчайшее реликвии: фрагмент багряного покрова, брошенного Архангелом, и часть мраморной плиты с отпечатком его стопы. Кстати, на черепе святого Обера, который можно по сегодняшний день увидеть в кафедральном соборе г. Авранша, можно заметить круглую дырку – след от удара Архангела.

С тех времен почитание Архангела Михаила начало укрепляться. Вскоре остров стал одним из важнейших центров паломничества и стал называться Мон-Сен-Мишель — Гора Святого Михаила. Император Священной Римской империи Карл Великий избрал Архангела Михаила своим покровителем, и в 813 году было установлен день его литургической памяти. При Карле VII Архангел Михаил становится национальным святым, спасителем Франции, освободившем страну от нашествия англичан (св. Жанна д’Арк). В 1469 году Людовик XI основал монашеский орден Святого Михаила, и Мон-Сен-Мишель стал его центром.

Так что неудивительно, что на протяжении всего Средневековья и позднее в Мон-Сен-Мишель стекались толпы паломников. Сегодня – более двух миллионов паломников в год.

Перед подъёмом в аббатство у нас была Св. Месса в приходском храме Св. Петра, культ которого предшествовал культу Св. Михаила. В этом храме находится часовня, посвящённая Архангелу Михаилу. Статуэтки св. Архангела Михаила, приобретенные паломниками в знак посещения Мон-Сен-Мишеля – Горы Святого Михаила были на месте освящены.

В связи с празднованием тысячелетия монашества, в 1969 году в помещениях аббатства поселилась община бенедиктинцев, насчитывающая в настоящее время 7 человек. Ежедневно проходит служба, в которой могут принять участие прихожане и туристы, а сам храм вернулся к роли духовного центра, которую он утратил в 1790 году, когда стал ужасной тюрьмой.

Вечером, 26 июня мы были уже в Лурде, в месте явлений Божьей Матери св. Бернадетте Субиру (1844-1879). Здесь мы были два дня, благодаря тому, что петербургские паломники решили отказаться от посещения Парижа. В феврале 1858 г. Дева Мария призывала людей к покаянию и молитве на четках Св. Розария. В доказательство своих явлений Пресвятая Богородица повелела забить источнику, а св. Бернадетте – показать его людям. Этот ключ бьет и поныне. Пять миллионов паломников со всего мира, каждый год забирают эту благословенную воду в свои дома, чтобы через нее получить в изобилии благодать Божью для души и тела. Так же поступили и петербургские паломники.

В Лурде мы были два дня, поэтому могли дважды участвовать в вечерней процессии со светильниками, во время которой паломники несут статую Матери Божьей. Во время первой процессии, когда перед базиликой читался Розарий на разных языках мира, звучащий на всю площадь, заполненную тысячами паломников, петербургским паломникам была предоставлена возможность произнести несколько раз «Радуйся Мария» по-русски и исполнить одну из строф гимна «В горах и долинах разносится звон».

Утром, 27 июня была отслужена по-русски Св. Месса в месте явлений Девы Марии в Массабельском гроте. Многие наши паломники смогли погрузиться в водную купель у грота с благословенной водой из источника, чтобы и здесь получить благодать Божью. Смогли мы также посетить семейный дом св. Бернардеты. Паломниками был совершен с молитвой и размышлениями традиционный Крестный путь с 14-ю стояниями.

ИСПАНИЯ

28 июня мы посещали испанский город Овьедо с кафедральным собором, где хранится Сударион (или Сударь) Христа – льняной плат, которым закрыли лик Христа после снятия Его с креста

Особое место среди древнейших христианских святынь занимают священные покровы - погребальные реликвии Христа. Их две, и они достаточно знамениты: это Туринская плащаница и Сударь из Овьедо. Согласно иудейской традиции, на лицо покойнику клали особый плат – такой плат, положенный на лицо Христа, известен как сударион. Он упомянут в Евангелии от Иоанна (20, 6-7): «плат, который был на главе Его» — после Вознесения, он лежал «особо свитый, на другом месте» по отношению к савану.

Из Иерусалима в Овьедо. Сударь хранился под Иерусалимом, в пещере при монастыре св. Марка еще в 570 г. Но в 614 г., при нашествии персов, его унесли из Палестины, он попал в Испанию (Картахена-Толедо-Овьедо последовательно служили его пристанищем). В начале IX в. астурийский король Альфонсо II построил для него в Овьедо Камара Санта (особое здание-капеллу). Реликвия находилась в дубовом ларе, который позднее оковали серебряными рельефными пластинами. Вокруг Камара Санта со временем вырос обширный собор Сан-Сальвадор.

Сегодня копия судариона выставлена под стеклом перед входом в капеллу – ее можно рассмотреть подробно, в отличие от самой реликвии, которая расположены в глубине алтарной части, отгороженной решеткой; более того, перед сударионом стоит реликварий с крестом, визуально перекрывающий погребальный плат со следами крови Христа (но Святого Лика на нем, в отличие от плащаницы, нет).

При посещении кафедрального собора можно было увидеть также один оригинальный сосуд из Канны Галилейской в котором Иисус, по просьбе Своей Матери, претворил воду в вино.

29 июня 2014 г. по дороге в Сантьяго-де-Компостела мы остановились на побережье Атлантического Океана (Бискайский залив) в месте, называемом «Пляжи Кафедральных Соборов» (Playade Las Catedrales). Это национальный заповедник в Испании и лучший пляж в испанской Галиции. Находится он между городами Ribadeo и Foz.

Название пляж получил благодаря своему ландшафту (12 км). Тридцатиметровые скальные арки очень напоминают готические кафедральные соборы. Скальные образования, созданные морем, действительно исключительно красивы. Стоит отметить, что пляж появляется только во время отлива. В такие моменты туристы могут бродить по мокрому песку, фотографироваться на фоне причудливо выглядящих скал. Красота пляжной архитектурной композиции состоит из скальных пещер и лабиринтов, колонн, туннелей, анфилад арок и изваяний. Некоторые из наших паломников смогли поплавать в водах океана.

Вечером этого дня мы были уже в Сантьяго-де-Компостела, где в кафедральном соборе города находятся под главным алтарём мощи апостола Иакова Старшего. Поэтому город с эпохи раннего Средневековья являлся третьей святыней католического мира – после Иерусалима и Рима, куда стекались тысячи паломников. Город является конечным пунктом знаменитого маршрута – «Путь Святого Иакова», охватывавшего всю территорию Европы (от Польши по Испанию). Своим значением для католической Европы город прежде всего обязан обретению мощей св. Иакова. Одно из преданий гласит, что после мученической смерти Апостола в 44 году его тело было положено в ковчег, ковчег погружен в лодку, которая была пущена по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где Апостол проповедовал ранее. Лодка с ковчегом была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где появился позже город).

В 813 году, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег с мощами апостола Иакова Старшего, которые оставались нетленными. В 896-899 годах король Альфонс III издал указ, и на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал скоро покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший во время своего служения далёкое путешествие из Святой Земли в Испанию, он стал также считаться покровителем паломников.

Ныне существующий кафедральный собор заложил в 1075 году кастильский король Альфонсо VI. В 1128 году романский собор — один из самых вместительных в Европе — был освящён.

Паломники в кафедральном соборе в начале по лестнице поднимаются к статуе-бюсту св. Якова (заходят за алтарь), встают на небольшую ступеньку и, приложив руки к плечам апостола, целуют вделанную в его спину раковину морского гребешка. Затем паломники подходят преклонить колена к ковчегу с нетленными мощами Апостола. Вот такая местная традиция.

ПОРТУГАЛИЯ

По пересеченью северной границы Португалии мы остановились в городе Брага (Braga), чтобы осмотреть этот старинный религиозный центр католицизма Португалии. Здесь более 30 церквей (не считая часовен). За это город часто называют «португальским Римом». Существует даже такая поговорка о самых значимых городах Португалии: Лиссабон – гуляет, Порто – работает, а Брага – молится.

Брага является одним из самых красивых городов Португалии, с многочисленными впечатляющими памятниками в стиле барокко. Одна из самых известных достопримечательностей страны – церковь Христа на Голгофе (Igreja Bom Jesus do Monte). В Браге можно насладиться образцами религиозной архитектуры разных эпох и стилей.

Главная площадь, Площадь Республики (Prasa da Republica) с фонтанами и аркадами зданий, соединяет старый и новый город. Большинство достопримечательностей находятся в нескольких минутах ходьбы, в том числе старые городские церкви, и великолепный старинный собор Пресвятой Девы Марии (Se de Braga). Строительство кафедрального собора было начато в 1089 году, и закончено лишь в XIII веке. Красота и великолепие собора, стали символом победы христиан португальцев над мусульманами маврами, и эталоном для строительства храмов и церквей по всей стране. Отличительной чертой собора является чрезвычайное разнообразие стилей – романский, готический, мануэлино, и барокко. В богато украшенном интерьере в стиле барокко достойно вписался двойной орган – шедевр того времени, отделанный золотом, украшенный херувимами и морскими существами.

Вечером 30 июня мы приехали в Фатиму, где явившаяся шесть раз в 1917 году Пресвятая Дева Мария призывала народы к обращению, покаянию и молитве Святого Розария. Нас приветствовал яркий и прекрасный свет заходящего солнца. Площадь перед базиликой была практически пуста, поэтому мы сразу посетили храм, чтобы помолиться у мощей прославленных Церковью пастушков – блаженных Жасинты и Франсишку Марто, а также у могилы сестры Лусии душ Сантуш. Она умерла в 2005, и её тело было вскоре перенесено в фатимскую базилику и погребено в часовне рядом с блаж. Жасинтой.

Площадь с одной стороны венчает базилика Фатимской Матери Божией, построенная в 1928-1953 гг. На противоположной стороне площади был возведен недавно современный храм в честь Пресвятой Троицы, четвертый по величине в христианском мире, способный вместить 8500 человек. В центре площади стоит памятник Святейшему Сердцу Иисуса, построенный над родником, ставшим «источником благодати». От храма Пресвятой Троицы к Часовне Явлений ведёт специальный покаянный путь, которые паломники преодолевают на коленах, а также лежа ниц.

В Фатиме петербургские паломники находились три дня. Каждый вечер в 21.30 мы приходили в Часовню Явлений, где паломниками читается Розарий на всех языках мира, и на фатимскую процессию со светильниками, во время которой несут статую Божьей Матери. Во время чтения Розария в Часовне Явлений дважды наши паломники читали по-русски Радуйся Мария.

Фатима – путь, указанный Марией, дорога, ведущая человеческий род ко спасению, место укрепления веры, место утешения. Местом, в котором совершается столько обращений, столько милостей, совместных молитв, где приносится столько обетов и различных других духовных жертв. Слова Марии в Фатиме – призыв к пробуждению и участию в великой молитвенной битве, в которой мы призваны стоять на стороне Бога. Это послание – есть призыв дать свидетельство об Истине и Боге в нашей повседневной жизни. Фатима – санктуарий тишины, почитания и благодарения.

Во время нашего пребывания в Фатиме у нас ранним утром дважды состоялась Святая Месса в Часовне Явлений. Мы также вместе совершили Крестный путь у стен базилики и посетили те места в окрестностях Фатимы, которые должен посетить каждый паломник. Одно из таких мест – дома, где выросли дети-пастушки. Они находятся в 3 км от фатимской базилики, в деревушке Алжустрел. Дома их сохранены в том виде, в каком они были в момент явления Богородицы. В конце сада, расположенного рядом с одним из домов, находится колодец, у которого «Ангел мира» появился во второй раз.

В трех километрах от святилища расположен городок Фатима, где находится и приходская церковь, в которой пастушки были крещены, Здесь они впервые исповедались и причастились. Франциску и Жасинту вначале похоронили на кладбище рядом с храмом, а затем их мощи перенесли в базилику.

Следующее важное место паломничества – это Валиньуш. Здесь Пресвятая Дева Мария явилась детям в четвертый раз 19 августа 1917 года. Недалеко отсюда находится небольшой холм, который называют «Местом Ангела»: здесь ангел явился детям в первый и в третий раз. Также в Фатиме находится второй Крестный путь (14 часовен-стояний), который совпадает с дорогой, по которой дети обычно ходили из Алжустрела в Кова-да-Ириа.

В последний день нашего пребывания в Фатиме, после Мессы в Часовне Явлений и чтения Розария под дождём, все паломники обрадовались радуге, которую увидели над фатимской площадью. Это было для нас прекрасным знамением.

Будучи в Фатиме, мы съездили еще и в Лиссабон, чтобы осмотреть этот древний город и, главное – молиться на месте, где родился св. Антоний Падуанский. Там, где некогда стоял его родной дом, была построена церковь. В столице Португалии на нас произвели огромное впечатление – монастырь иеронимитов, кафедральный собор и памятник первооткрывателям Америки.

В Лиссабоне мы также посетили народное португальское святилище Христа-Царя (Cristo Rei) в Алмаде. Мы ехали через Мост 25-го апреля — один из двадцати самых длинных висячих мостов мира, пересекающий место впадения реки Тежу в Атлантический Океан и соединяющий Лиссабон на северном (правом) и Алмаду на южном (левом)

Идея создания огромной статуи Христа в Лиссабоне возникла в 1934 году, которую три года спустя поддержали португальские епископы. Когда началась Вторая Мировая война, португальский епископат дал обет, что если Португалия не будет втянута в войну, то над Лиссабоном будет воздвигнут памятник Христу-Царю. Первый камень был заложен в 1949 году, а строительство продолжалось десять лет. На высоте в 113 метров над уровнем моря был установлен пьедестал, на котором застыла фигура Христа с распростертыми руками (размах – 28 метров).17 мая 1959 года в день Пресвятой Троицы монумент Христа – Царя был торжественно открыт.

ИСПАНИЯ

Из Фатимы мы продолжали наш паломнический путь в Мадрид, чтобы посетит исторические достопримечательности столицы Испании, и особенно кафедральный собор Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена. Расположен он напротив Оружейной площади Королевского дворца и посвящён Богородице Альмудене, покровительницы Мадрида. 4 апреля 1884 года Альфонс XII заложил первый камень будущего собора, но строительство его было закончено только в 1993 году. Его освящение совершил св. Иоанн Павел II 15 июня 1993 года.

Как гласит древнее предание, история статуи Богородицы Альмудене связана с апостолом Яковом Старшим, который проповедовал христианство жителям Пиренейского полуострова, взявший с собою эту статую, которую и оставил христианам.

Название собора – Санта-Мария-де-ла-Альмудена – имеет восточные корни: «almudayna» в переводе с арабского означает «крепость». По преданию, когда в VIII веке мавры захватили замок, стоящий на месте нынешнего Мадрида, горожане спрятали статую Святой Девы в мощных крепостных стенах. В 1083 году король Альфонс VI освободил Мадрид от мавров и безуспешно пытался отыскать священную фигуру Пресвятой Девы. Статую чудесным образом удалось найти только после того, как жители во главе с королем совершили торжественный молебен и, двигаясь по улицам Мадрида, увидели статую Пречистой Девы в стене, из которой на глазах у всех выпало несколько камней.

Несколько веков фигура Богородицы находилась в мадридском соборе Санта-Мария, а затем в одном из монастырей. И лишь в 1833 году было принято решение построить собор Альмудена перед королевским дворцом в честь Богородицы. Сейчас входные – рельефные бронзовые двери снаружи кафедрального собора, напоминают нам то историческое событие, когда в крепостных стенах была найдена спрятанная статуя Богородицы.

Одной из главных ценностей Мадрида является музей Прадо – Национальный музей живописи и скульптуры, один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства. В нем находятся европейские шедевры на религиозные темы таких выдающихся художников, как Тициан, Рафаэль, Рубенс, эль Греко, Гойя, Джакинто, Караваджо, Рени, Джордано, Мурильо и Веласкес. И петербургские паломники смогли два часа посвятить посещению музея Прадо.

Последним событием нашего паломничества была благодарственная Месса в часовне аэропорта Мадрида–Барахас, в которой также находится статуя св. Якова.

Кшиштоф Пожарский,
Санкт-Петербург



News131022