Исторические Процессии Тела и Крови Господней на улицах Санкт-Петербурга

Исторические Процессии Тела и Коровьи Господней на улицах Санкт-Петербурга

В царской России публичные процессии торжества Тела Божия были строжайше запрещены. Их можно было проводить только на участке земли рядом с церковью. В Петербурге они долгое время происходили на Выборгском католическом кладбище при церкви Посещения Пресвятой Девы Марии, собирая толпы петербургских католиков.

По главным улицам города процессия Тела Божия смогла пройти дважды. Впервые это было после февральской революции и свержения царя 4 июня 1917 г. В процессии прошли тысячи католиков, в ней участвовали также военнослужащие-поляки и польские военные отряды. Это было исключительное событие, о чем свидетельствует несколько десятков сохранившихся архивных фотографий. Главным организатором процессии был настоятель прихода св. Екатерины и петербургский декан, прел. Константин Будкевич, ходатайствовавший перед Временным правительством о соответствующем разрешении. Но во время этой первой процессии еще не использовали балдахин.

Вторая процессия прошла по городским улицам 30 мая 1918 г., то есть, тогда, когда в Петрограде уже правили большевики – тем не менее, они дали на это свое согласие. Это была вторая и последняя процессия в городе на Неве, поскольку никогда больше советские власти не разрешили подобной публичной религиозной манифестации.

Первая колонна, в которой несли Св. Дары, вышла из церкви св. Екатерины на Невский пр. во главе с Могилевским архиепископом Эдуардом Роппом. Другая колонна вышла из митрополичьего храма Успения Пресвятой Богородицы. Обе колонны встретились на Литейном проспекте и дальше шли уже вместе – до самого кладбищенского храма Посещения Пресвятой Девы Марии на Выборгской стороне. Здесь, у временного алтаря, архиеп. Э. Ропп совершил Святую Мессу.

Свящ. Франциск Рутковский в книге об архиеп. Иоанне Цепляке (Варшава, 1934, с. 158) так описал эти события: «Шло духовенство обоих обрядов, профессура Духовной академии со главе с ректором, медленно и чинно выступали монашествующие в своих облачениях, проплывали толпы людей, шагали братства, союзы, общества, шумел лес хоругвей, сыпались цветы. Шли наиболее многочисленные поляки, за ними белорусы, литовцы, латыши, русские католики. Шел весь католический Петербург, и в небо, освещенное солнцем впервые вознесся гимн «Твоя честь, слава» - его пели под аккомпанемент оркестра св. Екатерины. И вместе с процессией и пением, подобно какому-то глубоководному течению, плыла великая тишина, умиротворение, неслась волна мира Христова и любви. И таково было величие этого шествия, что всякий встречный падал на колени, стаскивая с головы шапку и с изумлением смотрел на невиданное ранее: соединение обрядов и наций вокруг одного пастыря и в единых рядах. Многие вздыхали, завидуя шедшим в процессии, много было и тех, кто с ненавистью заслонял глаза, чтобы не ослепило его сияние, исходившее от сверкающего сонма».

Сохранилось несколько десятков фотографий этой процессии, они очень хорошо передают атмосферу тех лет. На снимках мы видим детей в белых одеждах, многочисленные хоругви и знамена, балдахин со Св. Дарами. Видно, что в процессии участвуют тысячи верующих, и еще больше людей на улицах – они образуют подобие живого коридора.

Вновь процессии Тела Божия проходили по улицам Петербурга с 1997 г. по 2006 г. – по инициативе прихода св. Станислава, как общий городской праздник. В 1998 г. такую процессию возглавлял Примас Польши кард. Юзеф Глемп и архиеп. Тадеуш Кондрусевич. С 2007 г. праздник Тела и Кровьи Господней совершается переменно в разных приходах города на Неве.

о. Кшиштоф Пожарский

rus001