Праздник Крещения Господня

У Иоанна Крестителя, как и у Иисуса, была своя община, свой круг учеников и последователей. Иисус омывал приходящих к Нему; то же самое делал и Иоанн. В глазах окружающих, и даже, как видно, в глазах некоторых из учеников Иоанна, их деятельность была если не идентичной, то очень похожей. По-видимому, некоторые из учеников Иоанна считали своего учителя Мессией, который, так же, как и Иисус, до времени скрывает своё мессианство. И тогда Иоанну приходится расставить все точки над i. Он напоминает своим последователям, что сам он никогда не заявлял никаких претензий на мессианство. Но главное, по словам Иоанна, в другом: мессианство — дело вообще не человеческое, это дело Божие, и, если «свыше не дано», ни о каком мессианстве говорить не приходится. Иоанн, как и Сам Иисус, пытается дать понять своим слушателям, что Мессией не становятся, а рождаются. И никакого соревнования, соперничества, выбора тут быть не может. Он, Иоанн, не родился Мессией — и, значит, не станет им никогда. У него другая миссия. В самом деле, будь мессианское Царство действительно таким, каким многие желали его видеть и тогда, и в другие времена, будь оно земным, религиозно-политическим феноменом, всё было бы иначе: мессианское призвание тогда было бы чем-то, напоминающим призвание пророческое, чем-то таким, что могло быть дано любому, кого изберёт Бог. Но Царство, о котором свидетельствует Иисус, — реальность духовная прежде всего, и она неразрывно связана с Его собственной личностью, Он несёт его в Себе, несёт с самого начала. Он родился Мессией, и альтернативы Ему быть не может. Иоанн это понимает и признаёт. И пытается объяснить то же самое своим ученикам и последователям.

источник: www.bible-center.ru

***

Новогодние каникулы закончились, начинаются будние, тяжелые дни. И по Церковному календарю также начинается рядовое время. Иногда и трудно проповеди готовить на рядовое время. Вполне возможно, что они будут скучные, да и еще прихожане, уставшие после каникул, могут заснуть. И вот однажды в самом начале проповеди человек заснул. Священник заметил это, но он не просыпался. Наконец, чтобы разбудить его, священник громко объявил? «Кто хочет попасть в рай, пожалуйста, встаньте». Все встали, кроме нашего спящего друга. Священник снова объявил. В этот раз еще громче, но поменял предложение: «Все, кто хочет попасть в ад, встаньте, пожалуйста». Наш друг проснулся, но услышал только два слова священника (пожалуйста, встаньте) и встал. Посмотрел вокруг и говорит: «Святой отец, я не знаю, о чем идет голосование, но мне кажется, что только мы с вами вместе».

Сегодня праздник Крещения Иисуса. Он стоит в реке Иордан. Это однозначно, что Он не нуждался в крещении покаяния от Иоанна. Иисус есть Христос, Сын Божий. А крещение принимал тот, кто хотел раскаяться и изменить свою жизнь, чтобы встретить «Того, Кто придет, чтобы спасти человека от его грехов».

Год только начинается, но многие из нас уже спят. И сегодня Церковь спрашивает, кто хочет стоять со Христом. Чтобы ответить от всего сердца, от всей души и тела, давайте посмотрим, что говорит Церковь о Крещении.

Слово «крещение» в греческом языке (Баптизма – Baptismа) означает «погружение». Через крещение христианин погружается в тайну умершего и воскресшего Христа. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним…”(Рим 6:3-5) То о чем говорит святой Павел, звучит еще более красноречиво, когда крещение совершается действительно полным погружением в воду, как это происходит у восточных христиан. В Римской литургии крещение через такое погружение тоже может совершаться, когда это возможно.

Когда речь идет о погружении, то сразу в мыслях оживляется эпизод книги Исхода, когда Израильтяне перешли через Чермное море, а их враги потонули и погибли. Церковь видит в обряде крещения именно эту реальность: человек погружается в воду, и выходит, освобожденный от врага, новый человек. Крещение, таким образом, является таинством «Перехода». Во всяком переходе есть отправная точка и точка назначения. Он всегда является выходом из предыдущей ситуации ради вступления в другую ситуацию или состояние. В Крещении тоже есть этот, можно сказать, отрицательный аспект выхода или отказа от того положения, в котором рождаются все люди, то есть от первородного греха. Положительный же аспект перехода состоит в том, что он позволяет начать жизнь в общении и союзе с Богом. Литургия крещения последовательно подчеркивает оба эти аспекта новой жизни. Переход имеет еще один аспект. Во-первых, это освобождение от рабства греху и усыновление. Во-вторых, это усыновление реализуется в общении. Крещеный становится членом Тела Христа, то есть членом живой общины христиан. Приобщение Христу и Церкви, то есть спасенному народу Божию, является самым главным аспектом крещения (желательно, чтобы крещение совершалось в присутствии всей общины, особенно в дни больших праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества). Приобщение Христу и Церкви дает возможность верующему приобщиться жизни Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Человек исполняется освящающей благодатью – даром Святого Духа.

В завершение хочу обратить внимание на тот аспект, о котором большинство крещеных забывают. Крещение – это первый шаг в новом мире, который, благодаря Пасхе Христовой, действует внутри ветхого мира. Крещение закладывает основание христианской жизни. Это обозначает, что каждый крещеный призван развиваться, расти, развивать этот новый мир и строить свое настоящее и будущее в полном единстве со Христом и в полном общении с Его Телом. Крещение открывает перед нами величайшую возможность – вернуться к Богу. Это таинство открывает перед нами врата Спасения. Жаль, что многие приходят и уходят, возвращаются в прежний мир, дальше жить в дружбе и рабстве греха. Иисус в реке Иордан стоит ради меня грешного. А где я стою и ради кого?

о. Харалд Менезес
источник: terramariana.org

Праздник Крещения Господня
Advert131215_2