ТОРЖЕСТВО БОГОЯВЛЕНИЯ

Приход волхвов встревожил не только Ирода, но и, как отмечено, весь Иерусалим. Понятна тревога Ирода, ведь ему, как и любому жестокому правителю, повсюду мерещатся если не заговоры, то конкуренты. Но и другие люди, которым наклонности Ирода вроде бы не свойственны, беспокоятся, что рождение Младенца может внести какие-то важные изменения и в их жизнь. А ведь любые изменения, хотя бы и самые долгожданные, неизбежно связаны с дискомфортом.

Так с первых же дней земной жизни Мессии начинается драматический разлад в душах многих из тех, кто после длительного ожидания Его прихода оказался не готов Его встретить. Но в эти же дни начинается приход ко Христу многих из тех, кто долго блуждал по путям, далёким от подлинного богопознания, но даже в лесу язычества сумел выйти на выводящую из него тропинку. И, если вышли к Вифлеему волхвы вслед за звездой, то вернулись назад, уже получив откровение, а значит, не нуждаясь в своих прежних гаданиях. И не только из-за опасности со стороны Ирода волхвы отправились назад иным путём, но и потому, что прежние пути после прихода в мир Христа исчерпаны.

источник: www.bible-center.ru

ВОЛХВЫ В ПУТИ ЗА АВТОГРАФОМ БОГА

Своими размышлениями о смысле праздника Богоявления делится на страницах газеты «Оссерваторе Романо» директор Ватиканской обсерватории, астроном и богослов Хосе Фунес. Он отталкивается от значения «подписи» – жеста, который закрепляет и делает стабильным определенный акт.

Богоявление – пишет отец Фунес – это изумительный повод задуматься над «подписью», которую Бог оставил на Творении, как об этом удачно выразился Бенедикт XVI в одной из проповедей. Бог «подписывает», скрепляя тем самым существование всего мироздания. Но подписать что-то означает и взять на себя обязательство: точно так же и Бог ставит подпись под Своим обязательством, которое выполняет, дав миру Сына Своего Единородного.

Волхвы из Библии привыкли исследовать небо, узнавая в нем следы Божественной подписи. Поэтому они отправляются в путь, сильно рискуя ради того, чтобы обнаружить Младенца – автора «подписи», увиденной ими не только на звезде, но и в своих сердцах. Сегодня многие гоняются за автографами «звезд» и платят невообразимые суммы за фирменные, «подписанные» вещи, забывая, что самая драгоценная подпись начертана на звездном небе и в глубине нашего сердца.

Церковь по сей день шагает вместе с «волхвами» нашего времени. Так, миссия ватиканских астрономов сопутствует исследованиям мудрецов всех эпох. Здесь богословы разделяют с астрономами радости и трудности поиска и научного открытия. Это сотрудничество не исключает, а, наоборот, поощряет возможность выйти за пределы научного. Астроном, изучающий звезды, может задаться вопросом о том, почему существует Вселенная с её миллиардами галактик, а не пустота, ничто. Именно такой тип вопроса побудил Волхвов из Нового Завета искать правильный путь.

Вопрос о первоисточнике мироздания и человека – неизбежен. Обладает ли Вселенная смыслом, целью? В каком мире мы живем – враждебном или дружеском к человеку, к жизни? Наука ставит перед собой вопросы, на которые она не может дать ответ самостоятельно, поскольку они выходят за рамки ее возможностей. Эти открытые вопросы – превосходная отправная точка для возвещения веры и для обновленной катехизации о сотворении мира.

Современный опыт нестабильности, шаткости молодых и не очень молодых поколений может быть стимулом для того, чтобы понять наш статус созданий. Перед неуверенностью в будущем, отсутствием мотивировок, чувством растерянности Бог даёт смысл и надежду: мир, история, человечество, по сути своей, благи. Творение – это дар, это жизнь. А Бог – источник жизни, укорененной в наших сердцах: это и есть «подпись» Творца.

В возвещении веры есть два особых измерения: во-первых, пророческое, керигматическое, которое утешает в моменты кризиса и призывает к обращению, если мы сворачиваем с верного пути. Второе измерение – это измерение мудрости, поиска значения реальности в синтезе веры и разума. Церковь предлагает свою вековую мудрость, как «хозяин, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф 13, 52). Новое прочтение сапиенциальных книг Библии может помочь найти смысл в «бессмысленности» многих явлений сегодняшней культуры, сочетая религиозное и научное знание.

В культурной среде, где трудно найти смысл жизни и взглянуть критически на повседневную действительность, мы призваны идти бок о бок с людьми, которые отдаляются от «Иерусалима», поскольку не находят смысла в истории мира и в своей собственной истории. Вместе с Господом, мы идем рядом с ними, с терпением прислушиваясь к их разочарованиям и безысходности. Ведь только услышав их, можно открыть смысл Писаний.

Волхвы оставили свою землю, свою стабильность, чтобы последовать за светом звезды, сияющей на небе, но в первую очередь у них в сердцах. И если бы у нас была возможность поговорить с этими астрономами, то мы бы, наверное, спросили: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою?» (Лк 24,17).

Радио Ватикана

ВОЛХВЫ В ПУТИ ЗА АВТОГРАФОМ БОГА
Advert131215_2