Почитание Святейшего Сердца Иисуса

Сердце Иисуса – символ любви Бога к человечеству

Сердце Иисуса Праздник Пресвятого Сердца Иисуса – в пятницу на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. С самых ранних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа к людям, для которой существовали различные символы. В древности это был образ Доброго Пастыря. В Средние века получил распространение культ пяти Христовых ран и увенчанной тернием главы Христовой. Тогда же возник и культ Сердца Иисуса (как продолжение и развитие культа главной из пяти Его ран – в боку), который постепенно набирал силу. Его следы можно обнаружить, в частности, в монастырях цистерцианок в Саксонии в XIII веке (видения св. Матильды и св. Гертруды Хельфтской), в жизнеописаниях средневековых святых, в практиках доминиканского, францисканского и картезианского орденов. Однако заметным явлением в церковной жизни он стал уже в Новое Время.

Сердце Иисуса Почитание Сердца Иисуса практиковалось среди последователей devotio moderna («нового благочестия», принятого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), поддерживалось некоторыми членами возникших в XVI веке новых монашеских орденов – иезуитами и ораторианами, а также «старых» орденов – бенедиктинцами, кармелитами, францисканцами, и известными в Европе учителями аскетики. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Эд в 1672 г. с разрешения духовных властей впервые отслужил Мессу Сердцу Иисуса. Он же стал основоположником одной из традиций почитания Сердца Иисусова во Франции. Огромную роль в распространении культа Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву праздника Божия Тела 1675 г. и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца. Сестра Алакок получила поддержку со стороны своего духовника-иезуита Клода де ла Коломбье. В 1684 г. увидела свет книга Коломбье с описанием видений Маргариты Марии, в 1691 г. – биография Маргариты Марии, принадлежащая перу иезуита Жана Круазе, а в 1698 г. – ее собственная книга о почитании Сердца Иисуса. Все они пользовались огромной популярностью в среде французского духовенства, монашества и набожных мирян.

Сердце Иисуса Некоторое время формы почитания Святого Сердца, восходящие к отцу Жану Эду, существовали параллельно с традицией Маргариты Марии Алакок и отца де ла Коломбье. Впоследствии оба движения слились воедино. Почитание Сердца Иисусова ширилось, возникали многочисленные братства, посвященные «Святому Сердцу». В 1720 г. зафиксировано первое публичное – вне монастырских стен и приватных богослужений церковных братств – поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение ему. Это произошло в Марселе во время эпидемии чумы. Однако Рим долго медлил с установлением соответствующего праздника. Наконец, Папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 г. В 1794 году Папа Пий VI в своей булле «Auctorem fidei» защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов, утверждавших, что недопустимо поклоняться телесному сердцу, отделенному от полноценной личности Иисуса Христа. В 1856 г. Папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисуса обязательным для всей Церкви. Папа Лев XIII в 1889 г. поднял его ранг до наивысшего (solemnitas – «торжество») и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса.

Сердце Иисуса Прежде подобная практика существовала лишь в отдельных монастырях и братствах, однако в 1875 году – в ознаменование 200-летия явления Иисуса Маргарите Марии Алакок – такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса всё человечество, назвав это «великим деянием» своего понтификата. Об этом посвящении его попросила португальская монахиня Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, попросил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Пресвятого Сердца, за два дня до «великого деяния» Льва XIII. Лев XIII также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца.

Сердце Иисуса В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю европейского человечества, культ Сердца Иисуса стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи почитания Пресвятого Сердца: сестра Маргарита Мария Алакок – в 1920 г., отец Жан Эд – в 1925 г. (в 1903 году папа Пий IX провозгласил Эда носителем героических добродетелей и присвоил ему титул «автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии»), а отец Клод де ла Коломбье был причислен к лику блаженных в 1992 году. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.). Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа. Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово. Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение. В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Двенадцать обещаний Святейшего Сердца

Сердце Иисуса Из послания Парэ-ле-Мониаль выделены так называемые двенадцать обещаний Святейшего Сердца, напоминающие нам кратко и понятно, о благодатях, обретаемых благодаря этой форме благочестия. Имя составившего этот список на основе откровений, данных Спасителем святой Маргарите Марии, неизвестно. Однако его достоверность безусловна, поскольку те же самые обещания содержатся в текстах святой. Как бы то ни было, он очень облегчил распространение этой благочестивой практики.

Итак, вот список, к которому мы добавили ссылки на тексты святой Маргариты Марии:
  1. Почитающим Мое Святейшее Сердце Я дарую любые необходимые благодати и помощь, согласно их жизненным обстоятельствам (Письмо №141).

  2. В их семьях Я установлю и сохраню мир (Письмо №35).

  3. Я утешу их в любых печалях (Письмо №141).

  4. Я буду для них надежным прибежищем в жизни и, особенно, в смертный час (Письмо №141).

  5. Я изолью обильные благословения на все их труды и начинания (Письмо №141).

  6. Грешники найдут в Моем Сердце неисчерпаемый источник милосердия (Письмо 132).

  7. Благодаря этой форме благочестия теплохладные души станут ревностными (Письмо №132).

  8. Ревностные души быстро достигнут высот совершенства (Письмо №132).

  9. Мое благословение пребудет там, где будет почитаться образ Святейшего Сердца (Письмо №35).

  10. Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать даже самые черствые сердца (Письмо № 141).

  11. Имена тех, кто распространяет эту форму благочестия, будут навсегда запечатлены в Моем Сердце (Письмо №141).

  12. Всем, кто будет причащаться в первую пятницу девять месяцев подряд, я дарую благодать сохранить веру до конца и обрести вечное спасение (Письмо №86).
Сердце Иисуса

Обещание победы

Сердце Иисуса Откровения Святейшего Сердца завершаются вдохновляющим обещанием окончательной победы над Его врагами.

Маргарита Мария жаловалась, что, пытаясь распространять эту форму благочестия, она всякий раз наталкивалась на непонимание, насмешки, препятствия, некоторые даже считали ее обманщицей или одержимой. Тогда Иисус утешил ее пророческими словами: «Не бойся, Я буду царствовать, несмотря на усилия Моих врагов и всех, кто Мне противится». Святая пояснила в своей Автобиографии: «Это весьма утешило меня, поскольку я не хочу ничего иного, кроме как видеть Его Царем. Поэтому защиту Его дела я вверила Ему Самому». В других письмах свидетельница видений подчеркивает полученное обещание: «Он будет царствовать, несмотря на Своих врагов; Он будет Господом и Владыкой людских сердец»; «Божественное Сердце будет царствовать, несмотря на тех, кто противится Ему; Сатана и все его последователи будут посрамлены».

Девять первых пятниц

Представляя Своё Святейшее Сердце Св. Маргарите Марии Алакок (1647-1690) Иисус сказал: «Вот Сердце, которое так возлюбило людей и не щадило себя, даже до конца... А взамен от большинства оно получает только неблагодарность... неуважение и святотатство, равнодушие и пренебрежение...». В четырёх видениях св. Маргарите Марии Алакок Иисус оставил Свои обещания для всех, кто будет чтить Его Святое Сердце.

Необходимые условия

Девять раз принять Святое Причастие: в первую пятницу каждого месяца (необходимо исповедоваться в восьмидневный период перед первой пятницей); в течении девяти месяцев подряд, без перерыва, с надлежащим отданием, с намерением вознаграждения Святейшему Сердцу Иисуса и получения обещанных духовных благ. Сердце Иисуса
rus508