Сочельник

Рождественский Сочельник

Рождественский Сочельник Традиционный Сочельник в Восточной Европе.

Главным событием, средоточием переживании Адвента (лат.-“Пришествие”) с давних пор для христианских семей стал Рождественский Сочельник. Почти в каждом доме наряжается елка – образ “райского дерева”. Именно из-за того, что она даже в зимнюю стужу сохраняет свой зеленый наряд и неизменно полна сил, елочка и стала образом Христа - “Дерева Жизни”, а будучи украшена свечами или гирляндами как бы являет “Свет мира”. Под елкой можно также установить “ясли” (их еще называют “вертеп”, т.е. “пещера”). Они напоминают Рождество Сына Божия в Вифлееме.

Рождественская вечеря

В согласии древним обычаем, берущим начало в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постный обед, состоящий из нескольких десятков традиционных блюд.
Трапеза носит религиозный характер, очень торжественна – о чем свидетельствует старый обычай прочитывать отрывок Евангелия по Св. Луке о Рождестве Христа и общая семейная молитва. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства.

Свободное место за столом

Повсеместно распространен и известен обычай оставлять при столе, за которым совершается трапеза, незанятое место. – Если кто-нибудь придет в дом в Сочельник, то будет принят как брат.
Этот обычай есть знак нашей памяти о близких и дорогих нам людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с нами. Незанятое место означает также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников

Христианский обряд вечери Сочельника

Рождественский Сочельник Вечерю начинают стоя, пением колядки “Тихой ночью”. Можно сначала прочесть молитву “Ангел Господень” (при словах: “И Слово стало плотью” все преклоняют колена). Затем отец семейства может прочесть молитву благословения.

«В этот торжественный час восславим Бога, Отца нашего, возблагодарим Его за ночь, которую ныне воспоминаем, и в которую Сын Его Иисус Христос родился от Девы Марии. Услышим слова Св. Евангелия (Лк 2,1-14) повествующие об этом событии»:

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галнлен, на города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первоща, п спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную страшу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень. И слава Господин осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел : не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям : ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее : Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Благословение стола трапезы

Можно сохранить обычай вкладывать под белую скатерть на столе, за котором совершается трапеза Сочельника, сено (оно напоминает нам бедность Вифлеемской пещеры и Богородицу, положившую Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли).
Отец: Помощь наша во имени Господа
Все: Сотворившего небо и землю.
Помолимся: Всемогущий вечный Боже, благослови это сено, которое полагаем на стол Рождественской трапезы, – да напоминает нам бедность Вифлеемского Вертепа, в котором родился Сын Твой, Иисус Христос и соделай, дабы мы не заботились о том, что нам есть и что пить, и во что одеться, но искали прежде Царства Божия и радовались присутствию в нашей семье Сына твоего Иисуса Христа, с Тобою живущего и царствующего во веки веков.
Все: Аминь.
(Отец окропляет сено освященной водой и если сено не положено под белой скатертью, кладет его посреди стола).

Преломление облатков (рождественских хлебов)

Это – важнейшее событие вечери. Его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют меж собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения. При этом желают друг другу счастья и Божия благословения.
Затем все садятся за стол.

Рождественский стол

Такая традиция рождественского стола разработана в приходе Св. Станислава в Петербурге. К приходскому сочельнику готовится почти весь приход и 24 декабря за общим столом собирается ок. 100 человек, которые потом все в месте идут на пастырскую мессу в храм Рождественский Сочельник
  1. Первом блюдом подается вареная пшеница, “кутья”, которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева.

  2. Потом подается красный борщ с ушками, который напоминает нам переход избранного народа через Красное море, то есть переход из всякого (египетского) рабства к свободе детей Божьих.

  3. Следующее блюдо - это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий завет, время, когда все было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в память, что Христос принес надежду, которая все делала радостным, как бы сладким.

  4. Следующее блюдо рыбное - символ объявления Христа.

  5. После этого подается сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха.

  6. В конце подается семь сортов сладкого кушания (печенье, булочки, вообще сладкие мучные изделия), что напоминает семь святых Таинств.

Во время вигилии поем коляды т.е. рождественские песни.

Традиционный Сочельник в Польше

Рождество, празднуется в Польше особенно торжественно. Этот традиционный праздник — камерный, семейный, отмечаемый преимущественно в кругу самых близких.

За стол садились с наступлением сумерек, когда на небе появлялась первая звезда, которую дети высматривали с таким нетерпением. Все собравшиеся делились тогда облатками и желали друг другу всего наилучшего. Это самая волнующая минута в году; она вызывает в памяти картины детства и юности, проникнута грустью о тех, кто навсегда ушел из жизни, и вместе с тем озарена вечно живой в человеческих сердцах надеждой на счастье.

Для детей же это, пожалуй, самый прекрасный вечер в году, когда сказка становится былью. Празднично сияет огнями елка, под которую чьи-то любящие руки положили для всех присутствующих подарки, и даже самый скромный сувенир приобретает в этот вечер исключительное значение, символизируя чувства любви и дружбы, связывающие людей.

Больше всего древних обычаев, связанных с Рождеством, сохранилось в деревне, хотя многое уцелело и в городе. В деревенской избе во все четыре угла либо только в красный угол комнаты, где проходит сочельник, ставятся необмолоченные снопы хлеба.

В некоторых местах сохранился обычай давать в сочельник домашним животным по кусочку облатки, чтобы скотина была здоровой и дала хороший приплод. Было распространено поверье, что в полночь животные разговаривают человеческим голосом, но подслушать такой разговор не к добру. В тех местах, где водились волки, за изгородь выставлялись остатки рождественского ужина, ибо люди верили, что после такого угощения хищники не будут причинять вред их хозяйству.

Рождественский Сочельник Довольно распространен обычай, также и в городах, класть в сочельник сено под скатерть, которой накрыт стол. Девушки гадали в сочельник «на сене», желая узнать, что их ждет. Если вытянет из-под скатерти зеленый стебелек, значит ждет ее любовь и скорая свадьба, если почерневшую соломинку — неудача и расстройство матримониальных планов, а то и вовсе сидеть весь век в девках. Конечно, все эти гадания не принимались всерьез, а устраивались скорее ради смеха и веселья.

Но самый волнующий момент наступал, когда делились облаткой. В эту торжественную минуту присутствующие прощали друг другу все обиды и прегрешения, закрепляя мир и согласие поцелуем. Не забывали в тот день и о поминовении усопших. Для них, для ушедших навсегда, на столе ставился особый прибор, на который клали немного каждого блюда и кусочек облатки. Старопольские облатки были разноцветные и очень декоративные. Сегодня пекутся белые облатки с тисненым узором.

Но, пожалуй, самым прекрасным из старопольских рождественских обычаев является приглашение на ужин в сочельник одиноких людей. Ведь в этот вечер никто не должен чувствовать себя одиноким и забытым.

О польских рождественских обычаях можно было бы рассказывать долго, но мы выбрали всего лишь несколько.

Колядование — это пение особых рождественских песен, коляд (слово «коляда» известно в разных формах во всех славянских языках, по-польски «коленда»). Польские коляды, нередко очень старые, относятся к жемчужинам польской народной и религиозной песни. Среди них встречаются танцевальные мелодии в ритме мазурки, оберка. краковяка и полонеза, а в словах немало юмористических и сатирических, а иногда и злободневных акцентов. Для многих поляков, разбросанных по всему миру, коляды были и остаются по-прежнему волнующим символом родины.

Краковские «шопки» (вертеп) часто были настоящими шедеврами народного искусства. Ежегодно на краковской площади Рынок перед Рождеством проводится конкурс «шопок», «Шопки», устраиваемые в костёлах, тоже имеют старые традиции. Внимания заслуживает ме­ханизированная и осовремененная «шопка» в костёле капуцинов, пользующаяся огромной популярностью среди жителей Варшавы. Кроме осла, быка и верблюдов, на которых прибыли три волхва, можно увидеть и трамвай, и железную дорогу, и автобус, и даже самолет!

К сожалению, исчезает прекрасный обычай хождения колядовщиков (исполнителей коляд) от дома к дому с большой разноцветной блестящей звездой, прикрепленной к концу палки.

А теперь заглянем в старопольскую кухню накануне рождественского праздника. В ней царит небывалое оживление. Праздничный ужин был постный. Все блюда приготовлялись на растительном масле, но можно было и на сливочном. Ужин в сочельник состоял из двенадцати перемен (по числу апостолов).

Преобладали рыбные блюда, приготовленные самым различным способом, и, конечно, с обязательным карпом либо щукой под серым соусом. Иногда рыбных блюд оказывалось куда больше традиционных двенадцати, но и эту незадачу гурманы решили в свою пользу: все рыбные кушанья считались одним блюдом. Начинался ужин одним из традиционных супов: красный борщ с ушками, грибной, реже — миндальный суп. Самым популярным был борщ — классический суп старопольской кухни.

Кроме рыбных блюд подавался традиционный старопольский горох с капустой, блюда из сушеных грибов, компоты из сушеных фруктов, главным образом из чернослива, а в восточных районах Польши — знаменитая кутья и праздничные пироги.

Сладкие изделия из теста на Рождество не столь разнообразны, как пасхальные. Первое место занимают «перники» и «маковцы» — пряники и рулет с маком. Были и старопольские «бабы», а также разнообразное пряное на вкус печенье, но они оставались как бы в тени. Рождественский Сочельник
rus502