Приход и прихожане храма св. Станислава

В Коломне при пересечении Мастерской и Торговой улиц (ныне ул. Союза Печатников) находится небольшой римско- католический храм во имя св. Станислава. Это вторая, из существующих в Петербурге, католическая церковь. Первой и старейшей является церковь св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте д.32-34.

Здание возведено в 1823-1825годах на средства митрополита Станислава Сестренцевича-Богуша на участке, принадлежащем ему с конца XVIII века. Автор проекта Давид Висконти, по происхождению итальянский швейцарец. Он родился в 1762 году в Курио, скончался в 1832 году в Петербурге и похоронен на Волковом кладбище.

Новый храм включил существовавшую домовую церковь, и освящен самим митрополитом во имя его небесного покровителя. Крест, венчающий купол и имеющий дополнительную верхнюю горизонтальную перекладину, устанавливался на церкви митрополита.

Католические церкви и домашние часовни появились в Санкт-Петербурге рано. По сведениям, сохранившимся в архивных документах Синода, уже в первой трети XVIII века домовые церкви и "патеры" для воспитания детей содержались в домах мастера-резчика Пино, архитекторов Трезини и Растрелли. (РГИА ф. 826 оп.1)

Первую деревянную католическую церковь в Петербурге построил Доменико Трезини на принадлежавшем ему участке в Греческой слободе. В фондах Исторического архива Санкт-Петербурга находится книга римско-католической церкви, где существует запись за 1710 год о крещении сына Д. Трезини Пьетро. Крестным отцом был сам Петр I.

Католическое население Петербурга составляли военные, ученые, архитекторы, художники, прибывавшие на службу в Россию. После Французской революции в городе поселились политические эмигранты. По численности национальных групп в XVIII - начале ХIХ века среди католиков преобладали немцы, затем французы, итальянцы и поляки. Французские гувернеры, портные, повара служили почти в каждом доме столицы. Именно это небогатое население, наряду со служащими морского ведомства становилось обитателями Коломны. Количество католиков в Петербурге и в других городах империи резко возросло в ходе разделов Польши и присоединения к России новых западных территорий.

В 1783 году Екатерина II подписала Указ, которым создавалась в России католическая епархия с центром в Могилеве. Во главе епархии императрицей был поставлен Виленский епископ Станислав Сестренцевич-Богуш.

Наименование храма "костел" соотносится исключительно с польской нацией, прихожане которой стали преобладать только в конце XIX века. В этот период в столице с разрешения императора было построено еще несколько католических церквей, в том числе общинами, собиравшимися по национальной принадлежности. Так католическая церковь французской общины в Ковенском переулке, спроектированная Л.Бенуа, называлась Нотер-Дам де Франс. Но в Ежегоднике архитекторов - художников за 1909 проект римско-католической церкви имеет казусную подпись: "Костел французского посольства".

В Коломне в конце ХVIII века треть жителей была не русской. (Н.В. Юхнева "Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга" Ленинград 1984). Большинство ремесленников примыкало к немцам, много мастеровых было среди литовцев и латышей - латгальцев. Латгалия входила тогда в состав Витебской губернии, и массы людей в поисках работы стремились в Петербург. Из Белоруссии и Литвы привозили на рынки продукты, (вспомним исчезнувшее здание Литовского рынка), а в ХIХ веке приезжие нанимались на заработки и становились подмастерьями и мастерами на судостроительных заводах.

Названия улиц старой Коломны – Витебская, Торговая, Мастерская, напоминают о прежних жителях. Большая часть среди нерусского населения Коломны была католического вероисповедания.

Церковь св. Станислава, освященная в праздник Вознесения Господня 7 мая 1825 года, предназначалась для католиков старых, больных и бедных, для тех, кто не мог приходить в церковь св. Екатерины.

После смерти митрополита, в соответствии с его завещанием, декретом римско-католической консистории от 16 марта 1828 года был учрежден Коломенский приход св. Станислава во главе с настоятелем Иоанном Лашкевичем. Границы нового столичного прихода включали "две Коломны Адмиралтейской части, аж до Невы и Нарвскую часть от Обухова моста до конца города, идущего к морю" (РГИА ф. 826 оп. 1 д. 394.)

В 1830 году в церкви св. Станислава значилось о 1500 прихожан, в1855 году - 5100.

Следует помнить, что церковь, независимо от конфессии, являлась не только местом молитвы и выражения личной веры. Духовенство обязано было ежегодно доставлять в Синод сведения по известной форме о естественном движении населения. Брак мог быть заключен только в церкви. В архивах хранятся сведения по приходским записям браков, крещений детей мужского и женского пола, книги смертей прихожан и исповедные книги.

К концу ХIХ века приход насчитывал 10000 верующих, хотя храм вмещал только 700 человек. Литургия или Святая Месса, как и все основные требы и таинства совершались на латинском языке. Только исповедь была на родном языке. Священники - проповедники кроме латыни владели несколькими языками, для каждой национальности издавались канонически утвержденные молитвенники.

Церковь служила католикам Коломенской части Петербурга более ста лет. Здесь в 1871году крестили Матильду Марию Кшесинскую, будущую балерину. В этом храме молилась, живущая неподалеку от Коломны, семья Бенуа, принадлежавшая приходу церкви св. Екатерины на Невском проспекте. Знаменитый мастер художественного объединения "Мир искусства" Александр Бенуа в книге " Мои воспоминания" пишет: "С возвращением зимнего времени я первое время аккуратно посещал вместе с папой мессу, но из удобства и выигрыша времени мы не ездили в прекрасную и торжественную церковь св. Екатерины, а удовлетворялись тем, что посещали раннюю мессу в церкви св. Станислава на Торговой" (А. Бенуа. " Мои воспоминания" М. 1993. т.2 стр.458.)

Построенный в формах классицизма, интерьер квадратной в плане церкви, формируют белые полуколонны, на которых покоятся арки сводов и невысокий купол. Перекрытия украшены росписью клеевыми красками в манере гризаиль, имитирующей перспективные лепные розетки. В четырех парусах у купола находятся традиционные изображения евангелистов, исполненные маслом по штукатурке.

На алтарной стене помещался образ знаменитого польского художника Ф. Смуглевича "Святой Станислав поучает короля Болеслава Смелого". Образ входил в серию изображений на темы жития св. Станислава епископа Краковского, написанных в 1785 году для кафедрального собора в Вильнюсе. Св. Станислав - мученик известный при жизни проповедник и чудотворец, был убит в 1079 году во время совершения обедни по приказанию короля, который не терпел обличения антихристианских поступков своего правления. Канонизирован св. Станислав в XIII веке. Мощи святого покоятся в кафедральном соборе Кракова.

На большом алтарном полотне (3,49х 2,65) изображен св. Станислав, стоящий перед королем и указующий пальцем на небо, король сидит на троне с опущенной головой. Картина с 1935 года хранится в фондах Государственного Эрмитажа (инв № ГЭ 9619). Дирекция Эрмитажа отказалась вернуть образ приходу.

Теперь на алтарной стене находится новый образ "Св. Станислав совершает свою последнюю мессу", написанный по заказу настоятеля К. Пожарского в 2000 году художником В.Г. Корбаном - автором воссоздания плафонов пригородных дворцов, лауреатом Государственной премии России.

С именем св. Станислава в истории российской культуры связана награда. Орден св. Станислава, учрежденный королем Польским Станиславом Августом Понятовским в 1765 году, при Александре 1 появляется в России, а 1831 году сопричислен к императорско-царским наградам. Орден упомянут среди других наград основателя храма Станислава Сестренцевича Богуша. На правой стене в интерьере установлена старинная бронзовая доска с латинской надписью: "Этот римско- католический собор построил, одарил и освятил в Петрополе в праздник Вознесения Господня в 1825 году от Рождества Христова 7 мая во имя Станислава епископа и мученика преосвященный Станислав Сестренцевич Богуш архиепископ могилевский, митрополит римско-католических церквей Российской империи, администратор Виленской епархии, председатель римско-католической коллегии, кавалер ордена святого Андрея Апостола, орденов святого Александра и Владимира первой степени, большого креста и святой Анны, польского ордена Белого Орла, святого Станислава и Большого Креста св. Иоанна Крестителя. Родился в Литве 3 сентября 1731 года".

Бронзовая таблица до 1985 года находилась на фасаде по Мастерской улице, хотя надпись полностью была скрылась под слоями фасадной краски. В целях сохранения бронзы ее перенесли в интерьер. При восстановлении росписи интерьера реставраторы расчистили слои краски и, как миниатюрный орнамент, возобновили латинские буквы надписи. Это самый старинный предмет, созданный еще при жизни митрополита, сохранился от основания церкви.

Через полтора года после освящения церкви в декабре 1826 года митрополит скончался и был погребен в построенном им здании. Захоронение перемещали в храме, и меняли его оформление, после закрытия церкви его местоположением никто не интересовался. Двойной металлический гроб обнаружили в 1997 году под полом в юго-западной части интерьера. Над захоронением старанием настоятеля К. Пожарского установлена надгробная плита с гербом первого католического митрополита. Латинская надпись гласит: "Здесь покоится, ожидая воскресения, архиепископ могилевский Станислав Сестренцевич-Богуш (1731-1826) основатель этого храма".

К принадлежавшим ранее храму сакральным предметам относится стоящая справа от алтаря скул ьптурная фигура Богоматери. Документальным подтверждением этого служит фотография из архива Государственного института истории материальной культуры. Неизвестно кто и как спас ее от разрушения после закрытия церкви. На сохранившийся за кованым ограждением пьедестал фигура Богоматери-Милостивой вернулась из католической церкви в Ковенском переулке. Там оставался единственный действующий храм на всем северо-западе социалистической России.

Церковь св. Станислава закрывали дважды с 6 декабря 1922 по 7 июня 1923 года и окончательно 15 июля 1935 года.

Последним епископом-администратором католиков латинского обряда в Ленинграде в этот период был Антоний Малецкий. Каменная стела на стене храма увековечивает память этого выдающегося Петербуржца - покровителя беспризорных детей. Множеством нитей связана личность А. Малецкого с Петербургом и церковью св. Станислава. Он родился в 1861 году семье дворянина-католика, военного инженера. Учился в гимназии, и два года в Николаевском военно- инженерном училище. В 1879 году оставил карьеру военного инженера и поступил в только что открывшуюся католическую семинарию, которая первоначально находилась в Коломне на Екатерингофском проспекте д. 49. После окончания семинарии А. Малецкий несколько лет служил в Белоруссии и Латвии. С 1887 по 1897 год он был викарным священником в церкви св. Станислава. Уже тогда А. Малецкий начал свою активную благотворительную деятельность: собирал беспризорных детей и организовал первые приюты для мальчиков. Одно из первых убежищ для подростков, созданных Антонием Малецким, размещалось во флигеле двора дома № 20 по Мясной улице. Позднее отец Антоний устроил большое благотворительное учреждение для мальчиков католического вероисповедания - приют и школу-училище с мастерскими, в специально построенном здании на Кирилловской улице 19. На фасаде этого здания в 2007 году по инициативе настоятеля прихода св. Станислава К. Пожарского была торжественно открыта мемориальная доска.

После 1917 года А.Малецкий разделил судьбу многих христиан – неоднократно подвергался гонениям, арестам и ссылкам. Но его верность христианскому призванию сохранилась в документальном свидетельстве - письме на имя председателя Польского Красного креста Екатерины Павловны Пешковой. Он пишет: "21 ноября сего 1933 года я окончил свою трехлетнюю высылку в Братском районе с. Падун.

Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой исходатайствовать мне возврат в родной гор. Ленинград - там я родился, окончил науки, посвятился в духовный сан и во епископы и прожил там 45 лет, в старых летах и больной, старик 73 лет, хотел бы там умереть". Разрешения он не получил, совершенно больной был отправлен в Варшаву, где и скончался в 1934 году. В настоящее время церковь ведет процесс о причислении его к лику блаженных среди других российских католиков - мучеников за веру.

Многие прихожане подверглись преследованиям - расстрелам и ссылкам за исповедание христианских ценностей (М.В. Шкаровский Н.Ю. Черепнина А.К.Шикер Римско-Католическая церковь на северо-западе 1917-1945г.Спб.1998)

Так двадцатитрехлетняя Мария Станиславовна Мацкевич, проживавшая на Витебской ул. (тогда ул. Войтика) была осуждена по 58 статье. Из ее дела следует, что она собирала в приходе посылку для осужденного ранее молодого человека. На вопрос, зачем это делала, она бесхитростно отвечала, что у осужденного осталась одна престарелая мать, и у нее нет средств на посылку. М.С.Мацкевич провела 10 лет в Колымских лагерях за оказание публичной поддержки "врагу народа" и вернулась в 1947 году.

Начало возрождения прихода относится к 1992 году. Престарелые прихожане и члены их семей, проживавшие в Коломне, зарегистрировали подписанный епископом устав деятельности римско-католической церкви в России, и просили вернуть храм. Здание оказалось в относительно хорошем состоянии. В 1985 году меховая фабрика "Рот-Фронт" восстановила отделку стен и сводов и устроила зал для показа мод. Ранее арендаторы в церкви размещали камеру газоокуривания, склад и рабочий цех. В 1996 году здание церкви передали приходу в бессрочное и безвозмездное пользование (но не в собственность), и началось превращение зала мод в храм.

Только 14 июня 1998 года состоялось повторное освящение церкви св. Станислава. Частицы мощей св. Станислава, доставленные из Польши, поместили в новом алтаре. Торжественное освящение храма возглавил польский кардинал Юзеф Глемб и католический архиепископ России Тадеуш Кондрусевич.

Архиепископ Кондрусевич родом из Белоруссии, в 1969 году окончил Ленинградский Политехнический институт, работал инженером, но ощущая духовное призвание, поступил в католическую семинарию г.Каунаса, был рукоположен. Как священник, а позднее епископ трудился для блага католиков Литвы, Белоруссии, России. Архиепископ северо-запада России Т.Кондрусевич декретом назначил настоятеля возрождающегося прихода св. Станислава - священника Кшиштофа Пожарского. Поляк по происхождению, этот священник служит российским католикам более 20 лет. Он восстанавливал разрушенные католические храмы в Пскове, Новгороде, Луге.

Приход св. Станислава во многом возродился благодаря его активной деятельности. Территориальные границы для прихожан католиков в Петербурге не установлены. Транспортное сообщение с Коломной сложное. Постоянных прихожан немного, в воскресных богослужениях участвует 120 – 150 человек. В приходе действует воскресная школа для детей, проводятся занятия по изучению катехизиса для взрослых и подготовка к принятию таинств. В храме периодически проводятся общедоступные концерты классической музыки, есть библиотека с религиозной, философской и исторической литературой. Ежегодно совершаются паломничества к христианским святыням России и Европы.

На стене храма св.Станислава укреплены камни, привезенные паломниками со Святой Земли.

Они позволяют прикоснуться к святыням Вифлиема, Назарета, Иерусалима, и связывают с вечными ценностями христианства. В истории католического прихода Коломны можно увидеть главные, порой трагические, события жизни всей католической церкви в Петербурге. Возрожденный приход вступает во второе десятилетие своей жизни.

В.М.Белковская




rus202