Из истории прихода

Из истории прихода

1825

Храм был построен в 1823-1825 гг. на углу улиц Мастерской и Торговой (ныне – Союза Печатников, 22) по проекту итальянского архитектора Давида Висконти. При составлении проекта архитектор использовал старые стены домовой часовни митрополита Станислава Сестренцевича-Богуша, пожертвовавшего на строительство деньги и участок своей земли. Церковь была освящена митрополитом 7 мая 1825 г. По прошествии полутора лет 95-летний основатель церкви был похоронен в построенном им же храме. В 1857 г. архитектором Иосифом Шарлеманем была устроена маленькая часовня над саркофагом покойного митрополита (к сожалению, часовня не сохранилась).

Приход был образован 16 марта 1828 г. для старых, бедных и больных людей, которым было трудно посещать церковь св. Екатерины.

В 1830 году в приходе св. Станислава было 1500 прихожан, в 1855 – 5110, а в 1917 – 10.200.

После издания манифеста о веротерпимости (1905 год) в течение трех лет в одном лишь приходе св. Станислава в лоно Католической Церкви было воспринято 150 человек.

Из истории прихода

Архитектура храма

Два внешних фасада симметрично обращены в сторону улиц. Нижняя часть здания отделена от верхней карнизами и выемками. Здание увенчано низким куполом, помещенным на деревянном барабане, на котором находится митрополичий крест.

Внутренний объем выполнен в форме квадрата, разделенного двумя рядами колонн на два нефа: центральный, в котором находится главный алтарь, и два боковых. Купол украшен кессонами и розеттами. На арках – широкие орнаментальные полосы. На куполе помещены выполненные масляными красками лики четырех евангелистов. В центральном нефе использован мотив композиции части колонн, установленных попарно. Они поддерживают архитрав и величественный карниз. Внешний вид церкви и весь характер постройки типичны для архитектуры русского классицизма.

1917

После революции 1917 года церковь св. Станислава оставалась одной из немногих действующих католических церквей Ленинграда. Вот лишь некоторые сведения из тех, что удалось собрать, касающиеся жизни прихода после большевистского переворота 1917 г.

В 1919 году по инициативе свящ. Павла Ходневича в храме стали проповедовать также и на русском языке, а также совершать особые богослужения для русских католиков. В июне 1922 года в рамках всероссийской кампании конфискации церковных ценностей большевиками были забраны из храма некоторые драгоценные предметы.

Впервые храм был закрыт в декабре 1922 года. На приказание административной власти покинуть храм верующие ответили пассивным сопротивлением, не желая оставлять святыни. Кроме того, своеобразное сопротивление оказал администратор прихода свящ. Эдуард Юневич. Когда утром, во время совершения Святой Мессы ему стало известно, что пришла комиссия с целью закрытия церкви и ждет окончания богослужения, пастырь поступил неожиданно и по-своему героически: он оставался в алтаре до самого вечера, пока раздраженные милиционеры не вошли в храм и не вывели его силой. Сопротивляясь, священник заявил, что не выйдет из церкви, выйти же должны, причем немедленно, сами милиционеры. За это о. Юневич был впоследствии арестован и осужден во время Московского процесса 1923 года на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. 7 июня 1923 года, по требованию прихожан, ключи от храма вернули законным владельцам.

13 ноября, в день св. Иосафата в храме по восточному обряду служил свящ. Алексий Зерчанинов, а вечером того же дня – свящ. Павел Ходневич, по-русски произнесший несколько прекрасных слов об унии. После Св. Мессы прихожанка Юлия Данзас, лектор Петербургского Университета и директор Дома ученых, сделала доклад на тему: "Историческое известие о св. Иосафате", за что была арестована по возвращению домой.

До 1924 года при церкви, в бывшем здании гимназии им. Сестренцевича (Мастерская ул. 9), невзирая на трудности и препятствия, чинимые большевистской властью, действовала тайная начальная школа (которая занималась, в том числе, и катехизацией), которую посещало от 50 до 60 слушателей. Преподавали в этой школе не только священники, но и миряне.

Из истории прихода

В середине 1920-х годов при храме св. Станислава образовался молодежный кружок, объединявший участников церковных хоров Петрограда. Они собирались под предлогом проведения совместных спевок и танцев три раза в неделю для углубления религиозного образования. На подобные конспиративные собрания часто приходили священники, которые и катехизировали молодёжь. Но в начале 1930-х годов участники этих собраний были арестованы. Выглядело это следующим образом: вечером, 8 мая 1931 года, после престольного праздника св. Станислава, началась кампания по ликвидации католического актива в Ленинграде, во время которой было арестовано 50 человек. Большую часть задержали на Мастерской ул., 9 во время собрания. Священник Станислав Войно был арестован прямо в церкви. В июне того же года задержанные были осуждены на три года ссылки за контрреволюционную деятельность, а священника приговорили к 10 годам лагерей в Сибири.

Постановление о закрытии храма св. Станислава датировано 10.10.1934 г. Еще год продолжалось сопротивление закрытию церкви. Ключи от святыни были окончательно отобраны у прихожан 5 ноября 1935 года. Вначале здание храма передали одному из детских садов, а затем, в 1937 году, — Управлению Гражданской обороны Ленинграда, разместившему в храме цех по производству противогазов. В дальнейшем планировалось устроить в здании гимнастический зал. В 1945 г. здание предлагали в аренду адвентистам, которые после непродолжительных колебаний отказались. Впоследствии церковь использовалась в качестве склада декораций Театра Комедии. В конце 1961 года храм передали в аренду фабрике "Рот Фронт", разместившей в нем цех пошива меховых изделий, что привело к значительным разрушениям в здании. В 1980–1993 годах Государственная инспекция охраны памятников истории и культуры понудила фабрику произвести ремонт храма, после чего в нем устроили салон мод и актовый зал.

1992

2 февраля 1992 года возродился приход св. Станислава в Петербурге, официально зарегистрированный 24 апреля 1992 года. В декабре 1993 года настоятель прихода св. Екатерины о.Евгений Гейнрихс становится администратором прихода. Ему удается добиться подписания распоряжения о передаче церковного здания возрожденному приходу. Но в действительности это знаменательное событие, а также вручение ключей от церкви произошло только 8 августа 1996 года.

13 ноября 1996 года, после шестидесятилетнего перерыва, в храме была отслужена первая Св. Месса в присутствии совершавшей паломничество по России статуи Фатимской Богородицы. Богослужение совершил архиеп. Тадеуш Кондрусевич.

Чуть позже свящ. Кшиштоф Пожарский был назначен первым настоятелем возрожденного прихода. В июле 1997 года работу в приходе начали сестры из Шенштадтского секулярного института. В сентябре того же года под полом церкви была обнаружена нетронутая могила основателя храма – митрополита Станислава Сестренцевича.

14 февраля 1998 года в совершавшейся в церкви Св. Мессе участвовал маршал Сейма Польской Республики Мацей Плажиньский. 14 июня 1998 года Примасом Польши кардиналом Иосифом Глемпом было совершено вторичное освящение храма, затем по улицам Петербурга прошла процессия Тела и Крови Господней.

10 октября 1998 года в алтарь церкви были помещены мощи св. Станислава, доставленные из кафедрального собора г. Кракова.

С 1 по 4 марта 1999 года в церкви пребывали великие священные мощи св. Терезы Младенца Иисуса, совершавшие паломничество по российской земле.

15-16.01.2000 r. в приходе приходил симпозиум "Епископ Антоний Малецкий (1861 —1935): жизнь и деятельность", в котором приняло участие более 300 человек. Сопредседателем симпозиума был делегат Примаса Польши о. Генрик Малецкий.

С 1 по 8 октября 2000 г. в стенах храма проходил I Международный Конгресс Святого Розария, в котором приняли участие как российские, так и зарубежные католики.

Из истории прихода
rus201